В конце декабря в городском выставочном центре открылась' юбилейная выставка Иннесы Помеловой "Живопись, графика, скульптура , монументальное декоративное искусство". Иннеса .Александровна одной из первых приехала в Протвино по приглашению министерства среднего машиностроения, которое решило привлечь выпускников художественных вузов к оформлению городов науки. Большая часть ее творческого пути связана с нашим городом, здесь выросли её дети и родились внуки, здесь многие школы, детские сады и другие учреждения обрели свой особый вид и прелесть, благодаря ее таланту. О том, как все это было, о разных гранях её творчества мы беседуем с Иннесой Помеловой.

- Иннеса Александровна, уж не живописные ли окpеcтнocти Сергиева Посaдa, где Вы родились определили Ваш выбор профессии?

- В Сергиевом Посаде я жила только в раннем детстве. Поскольку мой папа был военным, мы часто переезжали. После войны жили какое-то время в Германии, Австрии, вернулись в Союз, жили на Украине, потом переехали в Ростов-на-Дону. Там я училась в школе, окончила художественное училище. Мне всегда нравилось что-то лепить, рисовать, поэтому еще в детстве знакомые родителей прочили мне карьеру художника. А еще я очень любила лошадей, и когда у меня спрашивали, кем я хочу стать, я говорила: конюхом или художником. Но конюх был на первом месте.

- Говорят, Вы окончили Строгановку с какой-то особой отметкой?

- На отлично с похвалой. Моим педагогом был Николай Васильевич Селезнев - один из ведущих специалистов странны по керамике. И если обычно преподаватели берут на подготовку диплома трех-четырех студентов, то он взял меня одну, поэтому я просто обязана была сделать хорошую работу. В те годы как раз начали раскручивать туристические маршруты по Золотому кольцу, эта тема была очень модной, и выпускникам Строгановки давали вполне конкретные задания.
У меня был Суздаль, то есть я должна была сделать набор посуды для ресторана "Суздальский мед". Он по¬лучился огромным - 180 предметов и получил наивысшую отметку государственной комиссии. Он так и остался в единственном экземпляре в фондах института, по¬тому что тиражировать, внедрять в производство его было сложно. Институт экспонировал мою дипломную работу на ВДНХ, и она получила серебряную медаль. Восемь предметов из этого набора мне удалось выкупить у института для своей юбилейной выставки.

- Какие еще приятные воспоминания остались у Вас от студенческих лет?

- Мне посчастливилось быть ученицей выдающегося скульптора В.А.Ватагина, чье творчество
оказало на меня огромное влияние. Фотографию, где я стою рядом с Василием Алексеевичем,
храню, как самую дорогую реликвию.

- Иннеса Александровна, в Протвино Вы попали по распределению?

- С этим связана интересная история. После защиты диплома я получила свободное распределение и хотела поступать в аспирантуру. Вдруг меня вызывают в Строгановку и говорят: надо срочно оформлять выставку лучших дипломных работ - приезжает какая-то высокая делегация. Только я скомпоновала свою экспозицию, как входит институтское начальство во главе c ректором и показывает какому-то человеку мою дипломную работу. Как выяснилось, это был Коротков – очень большая величина в Средмаше, архитектор по образованию. Ему меня отрекомендовали как одну из лучших выпускниц, и он рассказал о своих планах. Средмашевские города строились тогда по всей стране, возводилось множество объектов, которые нужно было художественно оформить. За специалистами обращались в Художественный фонд,, который, по сути, был монополистом и диктовал свои условия и цены. Поэтому, у Короткова появилась идея создать свой художественный фонд для оформления городов Средьмаша. Ну и мне предложили поработать в этой творческой группе.
Таким образом мы с мужем, "окончивший отделение монументальной живописи, в 1969 году попали в Протвино, который должен был стать своего рода базой творческой группы. На следующий год сюдa приехал Андрей Волков а ещё через год – Станиславский, Худяков и Кузнецов.
Нас с мужем зачислили в штат ИФВЭ, и мы приступили к работе. Это был как раз год подготовки к 100-летию со дня рождения Ленина, и мы должны были оформить город к этому юбилею.
В 1970 году я была зачислена на дневное отделение аспирантуры и уехала в Mоскву, а муж продолжал работать в ИФВЭ. Через какое то время в Протвино пригласили с Урала В.П.Губарева, который и возглавил творческую группу, работавшую для городов Средмаша, многие объекты в нашем городе оформляла именно она
Отучившись три года в аспирантуре, я совершенно разочаровалась в ней , я вообще-то практик, мне больше нравилось работать в мастерских, а не заниматься писаниной. А поскольку у меня должна была родиться дочь, я бросила аспирантуру, не став защищаться. Потом пошла работать в Московский областной художественный фонд, была членом художественного совета, 8 лет работала его председателем. В 1974 году стала членом Союза художников СССР. В настоящее время являюсь Членом правления Московского областного Союза художников и членом творческого бюро монументальной секции.

- Вы ведь тоже многое сделали для нашего города...

- Когда мои дети были маленькие и ходили в детский сад # I, в качестве шефской помощи я сделала там роспись, расписала фойе детской поликлиники, безвозмездно выполнила роспись кабинета истории в школе # 4, керамическое панно и роспись в кафе "Калинка", эскиз оформления плавательного бассейна для детей в поликлинике, а также бассейна для взрослых. Несколькo работ выполнила для администрации: npоект и оформление зала и вестибюля для новобрачных. Уже по заказу делала роспись и керамику в детских садах # 6 и # 4, роспись детского реабилитационного центра, оформление музыкального зала в детском саду # 8. Полностью делала художественное оформление юбилейных торжеств, посвященных 250-летию Е.Р. Дашковой.
Организовала выставку работ протвинских художников в итальянском rороде Лука в ответ на гуманитарную акцию Ренцо Франческини, с которым мы были очень дружны. Вместе с Надеждой Сапуновой изготовили подарочные блюда для итальянских друзей, и когда они повторно привезли в наш город гуманитарную помощь.

- Вам не жалко расставаться со своими работами многие из них хранятся в частных коллекциях России, США, Франции, Италии и других стран?

- Конечно, жалко. У меня была работа, которая мне самой очень нравилась и которую я сделала не для продажи. Но так сложились обстоятельства, что мне, пришлось ее выставить на продажу в галерее моих друзей-американцев. Я потом видела, в какой шикарной раме она висит в квартире новых владельцев, а у меня бы лежала в каких-нибудь загашниках... Был еще один трогательный случай: супруги американцы тоже художники - купили мою работу и, понимая, что на самом деле стоит она гораздо дороже, привезли мне в подарок свою картину, а еще - рисунок интерьера их комнаты, где висит моя работа.
Многие мои картины разошлись по миру, и каждый раз жаль было расставаться с любимыми работами, ведь каждая из них неповторима. Есть, конечно, и неудачные. Я отношусь к своим работам очень критично и могу переделывать их до бесконечности.

- Вы - трудоголик?

- Не представляю себе, как можно, допустим, просто лежать на диване и ничего не делать. У меня, даже если смотрю телевизор, руки заняты какой-то работой. А когда дети были маленькие, столько всего успевала сделать, что, оглядываясь сейчас на то время, сама удивляюсь.
.
- Вот-вот, многие поражаются разносторонности ваших творческих интересов - скульптура, керамика, живопись, гобелены...

- Многие из тех вещей, которые находятся сейчас на выставке, я делала для себя, из-за бытовой необходимости, а не для демонстрации. Лоскутные панно, покрывала, чехлы на подушки, аппликации, роспись по коже. Друзья меня уговорили показать на выставке всё, да и сама я решила сделать большую выставку, потому что в следующий раз, может, и не соберусь, дело это очень трудоемкое, хлопотное, да и немалых затрат стоит. "
Мне всегда интересно заниматься каким-то новым делом, а иногда к этому вынуждают обстоятельства. Свой первый гобелен, например, выткала, когда у меня была сломана рука и я не могла заниматься ничем другим кроме как перебирать нитки.

- А вообще, для художников важно выставлять свои работы на суд зрителей?

- Это действительно нужно. В мастерской ты смотришь на свои работы одними глазами, а на выставке совершенно другими, как бы посторонними глазами. Важно мнение коллег. Когда, на открытие выставки приходят художники и ведут разговор на профессиональном уровне, это очень полезно для будущей работы. Интересно, конечно, и непредвзятое мнение зрителей. Хотя бывают и курьезные случаи. Тридцать лет назад, в 1972 году, мы с мужем делали первую персональную выставку. После института и у него, и у меня было много работ, и выставка получилась очень большая. Для Протвино тогда это было непривычно, и мы с трепетом ждали реакции горожан. Было очень много теплых, интересных отзывов, но запомнился мне другой, почти по Райкину: эти бездельники вместо того, чтобы заниматься ерундой, лучше бы по .лопате взяли... ну и так далее. Логика железная то, что непонятно - плохо. За прошедшие годы зритель изменился, стал более культурным, образованным, да и сама благоприятная среда в нашем городе, где живет много художников, конечно, воспитывает.

- Сложно ли сейчас выставляться, например, в каких-то престижных салонах?
- Нет, не сложно. Все выставки - это сейчас в основном вопрос денег - пожалуйста, плати, снимай зал и выставляйся. Другое дело, что это дорого.
Снять зал на три недели допустим, на Крымском валу как минимум стоит 2 тысячи долларов. А вот оправдаешь ли ты затраты - это большой вопрос.
- у Вас было много выставок за границей - в частностu, в Америке. Как ,Вы считаете, насколько велик там интерес к русскому искусству?
- Мне кажется, что в последнее время такого, уж большого интереса к России нет. Сейчас американцев
русской экзотикой не удивишь. Там много русских, которые делают все: и "палех", и "жестово", и "дымку", и бородинский хлеб пекут, и огурцы солят.
Два назад ,мы с сыном участвовали в глобальном международном фестивале, который проходил в столице штата Огайо городе Колумбус. Там было представлено огромное количество различных видов искусства со всех континентов, такие красивые, не¬ обычные вещи, что мы не переставали восхищаться.
Очень сложно конкурировать, тем более, что у нас был небольшой бокс. Тем не менее, очень приятно, что в проспекте фестиваля сообщалось, что специальное приглашение было сделано для художников из России Иннесы и Федора Помеловых.
- Как вообще живется сегодня свободному художнику?
- Непросто. Раньше, когда был госзаказ и целевым образом выделялись деньги на оформление объектов, мы всегда были обеспечены работой и имели высокую по тем временам зарплату. Конечно, и тогда было опасение - а вдруг останешься на следующий год без работы, но такого не случалось. А потом, когда все рухнуло, многие из тех, кто занимается скульптурой, керамикой, остались без заказов - пришлось приспосабливаться к новым условиям, искать заказы самостоятельно. У меня прошлый год оказался, пустым, но как говорится, нет худа без добра. Я решила воспользоваться паузой и' поработать для себя, задумав организовать юбилейную выставку. За этот год сделала много новых живописных работ, которые занимают на выставке целый зал.

- Кcmaтu, я обратила внимание, что на многих ваших картинах изображены петухи - почему?

- Прошлым летом приезжали мои друзья-художники из Америки, я им показала новые работы, и на одной из них был петух. Он им очень понравился, и они сказали, что в Ричмонде директор музея собирается сделать выставку петухов и пригласить художников, в творчестве которых есть эта тема. Вот они мне и предложили подготовить что-то специально к этой выставке - так появилась эта серия.


- А вообще, как возникают новые темы?

- Чаще всего, спонтанно. Иной раз хочется что - то сделать, начинаю работать - не получается, и вдруг внезапно появляется какая-то другая идея. Особенно люблю работать на старых холстах, которые уже закрашены и что то проглядывает изнутри, чтобы можно было поколдовать и сделать что-то новое. А белого холста боюсь.

- в последние годы Вы много работаете для храмов, чем эта работа отличается от обычных заказов?

-Да, уже шесть лет я работаю для храмов. Вместе с бригадой исполнителей мы сделали мозаики для собора "Всех Святых Земли Русской" в Домодедово, для храма "Святой Троицы" на Щербинском кладбище, для храма "Всех Скорбящих Радость" на Домодедовском кладбище и других. Техника мозаики сама по себе сложная, да и вообще - это очень большая моральная ответственность. .
Я приглашаю жителей города посетить мою выставку, которая будет работать до конца января на улице Ленина, 9.
Мне очень важны ваше мнение и отзывы о моих работах.



. Коллектив городского выставочного цeнтра решил выступить с ходатайством перед областным правительством о присвоении Иннесе Александровне Помеловой звания "Заслуженный деятель искусств Московской' области", а администрация города это предложение поддержала. .

Ирина ПУШИНА
Декабрь 2002 г.

Осень патриарха 1986 шамот, роспись H-103 см.

Алла Пугачева 1984 шамот, роспись H-70 см.

Древо истории 1990 х.м. 70х50

Серия "Кентавры" 2006 шамот, роспись H-67 см.

Серия "Кентавры" 2006 шамот, роспись H-70см.

Грустный Пьеро 2007 х.м. 80х60

Зимний пейзаж 2007 х.м. 70х90

Серия "Москвичи" 2005 шамот, роспись.D-35 см

Серия "Москвичи" 2005 шамот, роспись.D-35см.

Девушка Маруся 2010 шамот, роспись.H-40см.

Дракинский петух 2003 х.м. 70х60

Букет 2003 бум. пастель.70х50

Терновник 2003 бум. пастель 50х70

© innesa-pomelova

Создать бесплатный сайт с uCoz