Моя техника – "а ля прима"
Автор Марина МОЧАЛОВА
19.02.2008 г.

Она смотрит с холста светлыми, задумчивыми и немного надменными глазами из-под серебряной прямой челки, словно говорит: "Я устала, мне немного грустно, но я знаю, что вы сейчас любуетесь мной". Инесса Помелова считает этот свой автопортрет слишком молодым и оттого неслишком достоверным, но зрители почему-то безошибочно узнают ее – среброволосую, экстравагантную и загадочную, без напускной таинственности, просто так, от природы. Узнают и останавливаются напротив.

Открытие юбилейной выставки протвинской художницы и в первую очередь скульптора-керамиста Инессы Помеловой состоялось восьмого февраля в Музейно-выставочном центре Серпухова и обошлось без особого пафоса и длинных речей. Были только свои – те, кого не нужно знакомить ни с биографией художницы, ни с особенностями ее творчества. Впрочем, если в биографии Инессы Александровны прослеживается стройная линия: учеба в Ростовском художественном училище, затем в знаменитой "строгановке", счастливый брак с художником Валентином Помеловым, талантливые дети, потом внуки, многочисленные выставки, – то ее творчество с трудом поддается какой бы то ни было словесной унификации. Да она и сама хочет, чтобы было так: не относиться ни к одной из существующих школ, не подстраиваться ни под какие каноны, а просто лепить, рисовать и писать.

– Когда меня спрашивают о моей живописной технике, я называю ее "а ля прима". Но вообще стараюсь не связывать себя никакими рамками, – рассуждает Инесса Александровна. – Я изначально не стремлюсь зарабатывать этим на жизнь, и даже когда выполняю какой-то заказ, делаю это в свое удовольствие и хочу сделать так, как никто до меня не делал.

Художник-монументалист по образованию, живописью она увлеклась в расцвете лет, а до этого активно придумывала и выполняла малые и большие скульптурные формы для украшения интерьеров. Любимым же материалом Помеловой всегда была керамика – тонкая и капризная, но почему-то очень благодарная по отношению к ней. На выставке керамика представлена преимущественно в форме настенных панно или, как их называют в быту, декоративных тарелок, изображающих то абстрактные, очень эмоциональные по колориту, фантазийные композиции, то завораживающие своей монументальной мощью деревья, навевающие мысли о библейском Древе Познания, а то почти шаржевые портреты курносых детей, чудных стариков и "размалеванных" женщин.

– Нет, это не портреты реальных, знакомых мне людей, это – чистая выдумка, – объясняет Инесса Александровна, – но многие мне не верят, говорят: они у тебя настолько конкретные – не может быть, чтобы ты ни с кого их не срисовывала. А я вообще не очень люблю копировать действительность.

Но если керамические панно Помеловой давно известны в художественных кругах, то одна из ее новых пластических серий стала сюрпризом даже для хороших знакомых.

– Инна, расскажи, что это за кентаврическая тема у тебя появилась? – с лукавым удивлением спросила директор МВЦ Ольга Виноградова.

Оказалось, что цикл работ, посвященных подвигам Геракла, да и всей древнегреческой эстетике в целом, художница придумала несколько лет назад, выполняя заказ крупной фирмы. Скульптуры и барельефы сдала, а все эскизы на всякий случай оставила себе. Потом на некоторое время отошла от скульптуры, даже отвыкла от нее в чисто техническом плане, и решила потренироваться, "поразмять руки" на тех самых кентаврах. Получилось замечательно. Крупные, слегка шершавые на ощупь, золотисто-охристые – словно прогретые солнцем, они кажутся одновременно и наивными, как детские глиняные игрушки, и колдовскими, как египетские сфинксы.

Выступая с поздравительной речью, Ольга Виноградова (кстати, директор МВЦ далеко не часто открывает юбилейные выставки сама) назвала Помелову "керамистом от Бога", керамистом, проявляющим именно эту грань своего таланта во всем:

– И живопись ее тоже керамична, тоже похожа на тонкую статуэтку.

Действительно, картины Помеловой производят неуловимое впечатление хрупкости. Все они будто перламутровые – так мягко и гармонично "перетекают" тона из теплых в холодные, из пастельных в насыщенные. А еще на полотнах Помеловой всегда присутствует белый, светящийся цвет: широкими мазками – на крыльях ангелов, легкими, освежающими брызгами – на букетах, нежными молочными тенями – на одухотворенных женских лицах.

Однако, как ни много значит в жизни художницы творчество, есть у нее кое-что поважнее вдохновения и признания. На открытии выставки собралась вся семья Помеловых – сын Федор, тоже художник, дочь Полина, внуки. Федор Валентинович не отходил от домашней видеокамеры – старался уловить каждое слово в адрес именинницы и запечатлеть все без исключения объятия и поцелуи. Теперь он – глава династии. Отец, художник Валентин Помелов, ушел из жизни девять лет назад.

– Мы храним его работы и стараемся их почаще выставлять, – говорит Помелов-сын.

Интересно, а каково это – расти в семье художников?

– В детстве я был предоставлен сам себе, занимался чем хотел. В доме было множество книг по искусству, но я и сам не проявлял к ним интереса, и родители на меня не давили. Но когда учился в старших классах, ни с того ни с сего захотел порисовать. Стал ходить на природу с планшетом, книжки специальные листать, потом поступил в художественное училище, а когда его закончил – в суриковский институт.

Теперь, когда Федор много пишет и активно выставляется, мама – его главный оценщик. Впрочем, и сама Инесса Александровна охотно консультируется у сына:

– Я Федору советую и всегда слушаюсь его советов. У него точный глаз, и вкусы наши во многом совпадают.

А вот к скульптуре сын Помеловой так и не прикипел – ему бы только пейзажи писать, и лучше всего морские. Но среди маминых работ он больше всего любит именно скульптурные – керамическое панно с черно-белым деревом на таком же контрастном фоне и глиняную фигуру лежащего льва. Один у них недостаток – тяжелые, да еще бьются при перевозке.

– Ну это ничего, – улыбается Федор, – есть такой хороший клей, что ничего и незаметно потом!

Однако, как ни сплочен художественный род Помеловых, в нем, похоже, намечаются некоторые перемены. Внучка Инессы Александровны Даша, с удовольствием рисовавшая восемь лет, решила посвятить себя не изобразительному, а музыкальному искусству.

– Собираюсь поступать в "гнесинку", учусь там на курсах по академическому вокалу. Наверное, хватит художников в этом роду. Дальше пойдут музыканты! – смеется Дарья. Для нее "член Союза художников и Заслуженный работник культуры Московской области И.А. Помелова" – просто любимая бабушка.

– Она такая ласковая, постоянно меня балует! Иногда в свою московскую мастерскую берет. Там кругом – творческий беспорядок, кисти, банки, пузырьки... Моя бабушка – безумно талантливый человек, и я ею очень горжусь, особенно в такие вот выставочные дни. Но знаете, что я больше всего люблю? Когда она готовит мне свое фирменное мясо с чесноком и картошкой! Такая вкуснотища!

Танец в Новолуние 2007 х.м. 70х50

Женский портрет на фоне Луны 2004 х.м. 70х60

Мечтать не вредно 2010 шамот, роспись.H-46см.

В. Волкова 1985 шамот, роспись.H-32см.

Мать и сын 2006 шамот, роспись.D-45см.

Терновый куст 2005 х.м. 70х50

Пиковая дама 2010 шамот, роспись.H-73 см

© innesa-pomelova

Создать бесплатный сайт с uCoz